Останки древней церкви в Алахадзы

Храм Ахаш-ныха в Алахадзы

Храм Ахаш-ныха в Алахадзы

В селе Алахадзы, название которого переводится с абхазского как «инжировый источник», разположен комплекс раннехристианских памятников, в их числе развалины нескольких церквей, датируемых VIII-Х веками, и базилика Ахаш-ныха IV-VI веков, одна из самых крупных среди раннехристианских церквей Абхазии и всего Западного Кавказа.

Где находится

Руины находятся ровно посередине от курортов Гагры и Пицунда. От обеих ехать на машине 15 минут.

Особенности

Для строительства этих храмов использовался известняк, залежи которого находятся неподалёку, а также плоские массивные плиты обработанного песчаника сероватого цвета, привезённого из окрестностей Пицунды, и керамические кирпичи-плинфы очень хорошего обжига, сохранившие до настоящего времени высокую прочность.

Храм Ахаш-ныха в Алахадзы

Для забутовки стен в ход шёл крупный булыжник, доставлявшийся с берега реки Бзыбь. Кровельным материалом служила черепица из местной глины.

Храм Ахаш-ныха в Алахадзы

Характерной особенностью церковного комплекса является наличие в стенах зданий керамических «ящиков», которые встречаются только здесь. Их назначение пока не установлено, но можно предположить, что ящики применялись для облегчения кладки: подобный метод использовали строители Цандрипишской и Драндской церквей для облегчения каменных сводов.

История

В античные времена Алахадзы был религиозным центром Западной Абхазии. Абхазские племена, жившие в долине реки Бзыбь, протекающей рядом с Алахадзы, совершали жертвоприношения у инжирового дерева, считавшегося священным, отсюда и название посёлка. Сюда приходили с молитвами об урожае, дожде, исцелении от недугов и т.д.

Согласно некоторым народным преданиям, именно на этом участке берега, после долгих скитаний, нашел «землю обетованную» для рождения долгожданного наследника Апсха – мифический средневековый Царь абхазов. Исследователь Инал-ипа в своих трудах (Сухуми, 1988 )отмечает, что «развалины большого храма и дворца близ села Алахадзы, известны в литературе под названием Апшеаха, что, возможно, также восходит к апсха».

Первое описание одного из малых храмов сделала в 1886 году путешественница П. С. Уварова. Характер разрушений позволил предположить, что церковь была разрушена и разграблена в период турецкой экспансии. Археолог Уваров (1884) при исследовании исторических памятников Абхазии высказал предположение, что именно эта базилика, а не один из храмов византийского городища в Пицунде, был церковью, возведённой в честь святой Софии на территории венецианской фактории Каве де Буксо, расположенной между Пицундой и Гагрой. В качестве аргумегнта выступала отсыдка к венецианской карте Х века, а также к карту Федуче конца XV века, где эта церковь обозначена звёздочкой.

Храм Ахаш-ныха в Алахадзы

Наиболее детально и последовательно памятник был исследован 3. В. Агрба в составе экспедиции, работавшей на Пицундском мысе с 1952 года. Изучение комплекса продолжилось в 1970-1971 годах (тогда и была раскопана большая базилика). Сегодня останки комплекса законсервированы.


Об авторе
Артур Малосиев
Более 20 лет увлекаюсь походами и сплавами: Россия, Кипр, Индия, Тянь-Шань.
Обо мне подробней
Почта: trekking@duck.com


Отзывы

guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
Top