Беслéтский мост — средневековый мост через реку Баслу (Беслетку). Единственный сохранившийся памятник грузинской гражданской архитектуры XI—XII вв. подобного типа в Абхазии.
Никто из ученых более точно не рискует установить возраст постройки. Вероятнее всего, его фундамент закладывался в конце XI века, а сам мост построили в XII столетии. Возраст его определен по большей части благодаря материалам, которые использовались в постройке.
Учитывалась также форма сооружения и надпись, оставленная на камнях зодчими на грузинском наречии асомтаврули. В переводе она означает: «Милостивый владыка Христос, возвеличь в обеих жизнях…». Удивительно то, что мост, насчитывающий почти тысячелетний возраст, до сих пор функционирует и приносит практическую пользу абхазам.
Как добраться?
Беслетский мост находится в 7 км к северу от Сухума.
– До моста можно дойти пешком по красивой ореховой роще,
– Либо сесть на маршрутку N5 и ехать до конечной остановки, которая как раз будет у моста.
– Расстояние маленькое, поэтому еще есть такси – выйдет в копеечную сумму.
История
Строительство моста было необходимо из соображений ведения торговли. Именно через Баслу тогда проходил торговый путь, а в период ее разлива сообщение прекращалось, и торговля останавливалась. Решение было найдено – строительство укрепленного моста сделало возможным непрерывное сообщение между берегами Баслы. В непосредственной близости от него были возведены башни, в которых размещались сторожевые отряды, охраняющие торговый путь. До наших дней башни не дожили, а мост с успехом справляется со своим прямым предназначением.
Споры историков
Тут стоит привести цитату из книги Челидзе В., Исторические хроники Грузии XI-XII вв., стр. 283.. Эту книгу мне пришлось найти и отсканировать фрагмент текста. Читаем:
Этот мост находится километрах в шести от Сухуми, соединяет берега реки Беслети и построен как раз в тот период, который мы сейчас рассматриваем. Ширина проезжей части — чуть более четырех с половиной метров, так что тогдашний «транспорт» вполне мог разъехаться. Разумеется, строители не предполагали по нему движение многотонных машин, но сооружен он столь прочно, что современные специалисты, основательно этот мост изучившие, пришли к выводу, что он «вполне отвечает даже законам современного мостостроения и мог бы выдержать проезд колонны восьмитонных машин».
В исследовании Л. Д. Рчеулишвили и Н. Г. Чубинашвилн, откуда мы взяли эти слова, заинтересованный читатель найдет и другие важные сведения об архитектуре и строительстве мостов той эпохи.
Нас же сейчас больше интересует другое: какому особому назначению отвечал этот мост, для чего его строили?
Такой прочный и технически высококачественный мост должен был стоять на важной в политическом и торговом отношении дороге,— читаем мы в том же исследовании. — Бесспорно, данная дорога соединяла горные районы этого края с портами Черного моря.
Вот для чего строились эти мосты, вот для чего затеял Давид Строитель грандиозное сооружение дорог, которое продолжалось н в последующие периоды, в частности, в эпоху Тамары.
Досадный курьез заключается в том, что построенный местным населением несколько веков назад, он одно время приписывался иноземным мастерам. Так и называли мост то «венецианским», то «генуэзским».., (Кстати сказать, некоторые скептически настроенные ученые приписывали также иноземцам строительство уже известного нам Артвинского моста!)
Если и в самом деле эти мосты построены иностранцами, значит, это произошло значительно позднее, когда на берегу Черного моря возникли Венецианские и Генуэзские колонии, а мост явно древний. Очевидно, П. С. Уварова сразу уловила это несоответствие и нашла удобный выход из положения, назвав мост греческим: «Он по изяществу кладки мог принадлежать греческим мастерам». Этим она как бы исправила старую ошибку — вернула мост в надлежащую эпоху, вернула ему несправедливо отнятый «возраст», но все же исказила его истинное происхождение, пренебрегая тем обстоятельством, что в Грузии у этого моста было множество «старших братьев», столь же красивых и изящных. Что поделаешь! Такое было время, все хорошее почему-то было принято считать иноземным!
Позднее замечательный грузинский ученый Г. Н. Чубинашвилн основательно изучил Беслетский мост и доказал, что это образец грузинской гражданской архитектуры XII в. К счастью, он обнаружил на арке моста грузинскую надпись, чего никто не замечал раньше. После этого даже скептически настроенные ученые перестали сомневаться в местном происхождении моста.
«Остатки надписи свидетельствуют, что мост построен в эпоху расцвета Грузинского царства, скорее всего, местным правителем. Величина букв и их удивительно искусное исполнение говорят о том, что мастер хотел, чтобы высеченная им надпись была видна издали — т, е. с северных отрогов, откуда шла дорога к мосту…»
Эти слова принадлежат Н. Л. Бердзенишвили.
Источник: Челидзе В., Исторические хроники Грузии XI-XII вв., стр. 283 // изд. Тбилиси: Мерани, 1988
Что посмотреть?
Местные жители называют достопримечательность мостом царицы Тамары, правившей в тот период (время ее правления было золотым периодом истории Грузии). Имея форму однопролетной арки, он сооружен из клиновидных каменных глыб. В качестве скрепляющего материала был использован невероятно прочный раствор известняка.
Архитектура его имеет такую особенность: чем выше было давление, оказываемое на него, тем плотнее камни прилегали друг к другу, и конструкция становилась более прочной. Сегодня существует ограничение по весу, выдерживаемому мостом – 8 тонн. Но многие специалисты утверждают, что это далеко не предел возможностей этого удивительно прочного архитектурного сооружения.
В длину мост тянется на 35 м, ширина его составляет 5 м, высота пролета – 9 м. Время сыграло свою роль и сделало его незаметным для глаз туриста. Он зарос мхом и лианами, гармонично вписывается в окружающую среду и практически сливается с природой. С двух сторон от него остались руины башен и печей, в которых гасили известь для строительства. Проход к мосту бесплатный, осмотреть его можно в любое удобное для туриста время.
Недалеко от моста видны постройки Беслетской ГЭС – самой старой электростанции Абхазии (ей более 100 лет). Давно не работает. По сути, заброшка.
А еще рядом можно разглядеть руины сторожевых башен.
Ходили по живописному ущелью реки Беслетски (Баслы). При входе в ущелье одели куртки, даже лужа была замерзшая. Видели чьи-то следы, вроде не собачьи. По сглаженным скалам река стекает в каменные чаши с голубой водой. На реке построен Беслетский мост XI – ХII века. Иногда его ещё называют венецианским, но в действительности мост был построен задолго до появления здесь итальянцев.
В районе Беслетского моста богатая известняковая почва, поэтому поблизости в начале ХХ века построили завод. Руины дореволюционного известкового завода находятся прямо возле одного из известных туристических мест Абхазии — около Беслетского моста (построенного ранее XII века). В отличие от моста, возраст завода лишь немногим более сотни лет. Сохранились две массивные кирпичные печи для обжига извести, а также руины корпусов. Печи выглядят живописно за счет лиан, их окружающих.
Это средневековое сооружение может и сейчас выдержать вес 7-8 тонн. Я когда увидела этот мост сразу вспомнила фильм «Властелин Колец», мостик из Шира. В принципе, мне вся Абхазия напомнила огромную декорацию этого фильма. И новоафонская пещера – настоящая Мория, а сказочные горы, горные реки, озёра. Таинственные леса, водопады, город-призрак…. вот вам и Лориэн и Ривендэлл….
Беслетский мост , мощное сооружение XI-XII века, недалеко от моста боевые башни и остатки постройки Беслетской ГЭС – самой старой электростанции Абхазии (ей более 100 лет).
Место богатое на достопримечательности, в котором мы хотели зацепить ещё и источники – перехотели, ведь чтобы ими воспользоваться пришлось бы залезать в развалины бывшего санатория и искать комнаты с остатками труб, эту опцию мы не стали использовать.
А по дороге столько брошенных прекрасных домов, столько лет прошло после войны, а такие хорошие добротные дома всё ещё в запустении. Оказывается иностранцам нельзя покупать недвижимость в Абхазии, хотя существует масса мутных схем, но это будет гораздо дороже и опаснее. Получить недвижимость нерезиденту страны можно только по наследству.
Строительство моста датировано XI—XII вв. Скучную историческую справку можно получить на просторах интернета. Мне же больше нравятся легенды.Самая популярная рассказывает о нападении на Абхазию вражеского племени. Местные воины решили обхитрить врага и встретить его с тыла, но для этого им нужно было быстро пересечь реку Басла. В кратчайший срок они построили мост, используя всего 3 компонента — камень, песок и куриные яйца. Абхазские воины разгромили войско, а мост стоит уже почти тысячу лет.
Сходить в поход сюда советую всем. Не поленитесь, и пройдите ещё 5 минут до заброшенной ГЭС, впечатляет. От Сухума пешком идти чуть более часа.
На обратном пути нас подвёз местный автолюбитель, говорит: “Я мимо вас уже 5 раз проехал и удивляюсь, как вы не сдаётесь и идете так далеко”.
Кстати, покорить мост мне не удалось, заходя на него я споткнулась и повредила до крови палец на ноге, но превозмогая боль сделала кадры, которые запомнятся на всю жизнь.
Беслетская ГЭС. Сюда нас привел сериал “Игра на выживание”. Значит, уже за это стоит посмотреть второй сезон😉 Очень живописное место, рекомендую к посещению!
Качель рядом с Беслетским мостом просто великолепна! На ней можно качаться вечность! Ещё рядом есть 2 заброшенные башни. Внутри обычная помойка. А через дорогу шикарное кафе с очень вкусное и дешевой едой… и домашним вином… А ближе к городу располагается замок Баграта. Вернее, его руины. Здесь приятный бонус: вход свободный, только открой себе калитку сам 🙂 рядом с калиткой есть импровизированная парковка.
Очень интересная локация находится в Сухуме. Точнее их здесь две, Беслетская ГЭС и мост царицы Тамары. Об их истории мы уже писали в различных публикациях, поэтому просто порекомендуем их к обязательному посещению. Добраться до них очень просто, мы доехали на такси за 200р с Маяка. И кстати здесь мы утопили один из своих дронов, похоронили, но спустя три недели его нашли и вернули😁😁😁 Вообщем судя по всему царица Тамара решила нас помиловать😁
О древнейшем архитектурном памятнике в окрестностях Сухума, Беслетском мосте, слышала и раньше, но довелось побывать только в минувшую поездку. Мост был построен через речку Беслетку аж в 11- 12 в.в., по нему проходила стратегически важная дорога в горные долины. Старинные булыжники, обросшие лианами и мхом, напоминают о временах царицы Тамары.
Да, существует легенда, что ее ножка ступала по этим камням. Но достоверного подтверждения нет. Рядом – развалины боевой башни и башни-печи, сплошь в поросли папоротника «венерин волос», того самого, который мы дома выращиваем в горшках. Что удивительно, эти исторические объекты не включены в список популярных туристических маршрутов – тут совсем нет людей. Только какая-то семья неподалеку, в роще из деревьев грецкого ореха, отмечала день рождения ребенка. Поляна рядом с ярко-голубой журчащей Баслой – замечательное место для пикников.
В пешей доступности еще один интересный объект – с виду совершенно заброшенное здание ГЭС 1905 года постройки, похожее на средневековый замок, но провода от него идут и фонарь средь бела дня неподалеку горел. Внутрь можно пробраться беспрепятственно. Грохот воды стоит нешуточный, а колесики, механизмы, железки дореволюционного производства приводят в восторг современных технарей. В общем, очень рекомендую посетить при случае и Беслетский мост, и ГЭС. К тому же, по пути растут инжир и сливы, лакомиться которыми не возбраняется.
Беслетская ГЭС 💦 чисто мой отдых ☺️ где-то лазить, куда-то топать, возможно ничего не найти, а возможно увидеть красивущее место.
Сама себе нарисовала сувенир на память об Абхазии. Не знаю, когда сюда еще вернусь.
Жаль, что я до этого моста не добрался, когда был в Абхазии в 2015.
Колоритна Беслетская ГЭС и Беслетский мост XIв на реке Басла в пригороде Сухума💚
Электростанция, напоминающая старинный каменный замок, живописно расположенный на берегу горной реки, является одной из самых старых на всем Кавказе.
ГЭС была заложена в 1905 году меценатом Николаем Смецким и снабжала электричеством часть Сухума и близлежащие сёла.
Расстояние от Сухума 20 минут, отличное место для пикника и отдыха на природе 🏞
Беслетская ГЭС. Давно не работает. По сути, заброшка находится недалеко от моста Тамары. Попали сюда в сильнейший дождь. Не помогли даже зонты и дождевики. Пока рассматривали, распогодилось