Осколок империи кхмеров в Лаосе — первая мысль, возникающая при поверхностном знакомстве с этим храмом. Эдакий Ангкор Ват в миниатюре. Архитектурный стиль Вата Пху (Vat Phou, иногда Ват Пу) очень напоминает камбоджийского большого брата, только в Камбодже все построено на относительно ровной поверхности, а вот в Лаосе придется долго подниматься в горочку. А потом и спускаться.
Сохранившиеся сооружения пребывают в состоянии близком к плачевному, но в Лаосе уже поняли, что это их национальное достояние, поэтому и восстановительные работы затеяли. Да и ЮНЕСКО не дает расслабиться. Вся территория храма получила статус охраняемого объекта всемирного культурного наследия. Будь моя воля, я бы всему Лаосу такой статус присвоил. Это же целый потерянный мир на нашей планете!
Поездка в Ват Пху из Паксе, столицы провинции Тямпасак, занимает около 50 минут.
История
Если верить древним письменам, в середине V века нашей эры тут появились энергичные ребята и сразу же застолбили участок под новый город. Место для строительства выбирали очень неглупые люди — в случае военного столкновения того времени, объект можно атаковать только в лоб, так как со всех сторон у него естественные труднопреодолимые препятствия. Даже основное здание открывается к обзору только после подъема на вершину, поэтому хайкинг вам гарантирован.
К концу V века город обрел такое влияние, что разросся в комплекс сооружений и стал столицей для монарха с трудно произносимым именем Mahendravarman. Территория комплекса была немногим менее четырех квадратных километров — не самое большое царство. Но то ли монарху удача улыбнулась, то ли откатил куда следует, совсем скоро он ушел на повышение на кхмерскую землю, где стал губернатором целой провинции. Без правителя город потихоньку хирел и жил исключительно на дотации из богатых регионов.
В какой-то момент эффективные менеджеры кхмерского королевства поняли, что мини-город можно перепозиционировать и сделать из него дополнительный источник доходов. С того дня Ват Пху стал не просто форпостом на Меконге, а индуистским храмом на горе, которая в то время уже была священной. Даже в наши дни к Вату Пху совершаются целые паломничества буддистских монахов, а в феврале в нем проводятся медитационные вечеринки при полной Луне. Может это они молятся за души тусовщиков, которые рейвуют в тоже время на Пангане?
На вершине горы современным археологам померещились фаллические символы, но мне они как-то не попались в поле зрения, а у подножия уникальный климат — вечная весна с перманентно цветущими деревьями и соответствующим запахом. Таким образом, с мартовским настроением да по крутой лестнице вы отправляетесь в пешую экскурсию к фаллосу Шивы.
Каменные строения комплекса были заново возведены в XI веке нашей эры и стоят по сей день. Несколько раз тут проводились реконструкции, делались пристройки, и примерно к XIII веку Ват Пху зафиксировал свои формы в камне окончательно.
Особенности места
Заплатив за вход 3,5 доллара, мы получили карту и практическое руководство на глянцевом носителе. Через пять минут увидели два искусственных озера. Форма водоемов выдает не природное происхождение — правильные симметричные прямоугольники, между которыми пролегает дорога. В древности они использовались как накопители питьевой воды. Немного углубились и только здесь поняли всю красоту и саму идею древних строителей. Сначала мы осмотрели два каменных сооружения, которые на карте значились как южные дворцы. Заходить внутрь запрещено, но некоторые заходят. Точное функциональное назначение дворцов не установлено по сей день — единственная доминирующая версия сводится к тому, что это были мужские и женские жилые помещения.
Сразу за дворцами можно увидеть небольшое здание Nandin Temple, за которым пролегает старая дорога к другим храмам — Nang Sida и Ban That. Чтобы попасть к ним нужно проехать примерно 30 км. В древности эта дорога вела аж до самого Ангкор Вата. Как только показалась первая лестница, мы увидели первые признаки вечной весны. Поинтересовались у местных жителей — действительно тут круглый год что-нибудь цветет.
Далее начинается полоса обеспечения, состоящая из трех глубоко эшелонированных линий с подъемами по лестницам наверх. Первая лестница преодолевается довольно легко и ведет к террасе, от которой почти ничего не осталось, а вот вторая уже будет посложнее. Раньше тут были два сооружения, внутри каждого стоял охранник Dvarapala, но сейчас тут просто площадка для отдыха перед третьим подъемом. Есть несколько точек для красивых фотографий с фантасмагорическими деревьями, находящимся в вечном цветении. Самое интересное начинается после третьей лестницы — собственно наверху и есть сам Ват Пху со всеми священными местами.
Первым удивлением было то, что здесь был построен прототип водопровода. На горе было два источника. Водичка капала с потолка пещеры, внутри которой был построен небольшой храм из песчаника и крупных камней. При соприкосновении со святыми камушками происходило освящение. Во втором источнике вода накапливалась в чанах, и потом по специально сделанному каналу утекала в святилище. Канал делал минимум два поворота. Для того времени это была гениальная технология, а сам факт наличия водопровода делает Ват Пху уникальным объектом. Даже в Ангкоре такого не было.
Вся эта красота находится в сорока километрах от Паксе в сторону Чампасака. Дорога одна и любой местный житель быстро понимает вас, когда слышит заветное Ват Пу. На мопеде дистанция преодолевается легко. По самому комплексу придется намотать пешком не менее трех километров и потратить на осмотр целый день.
Лучшее время для поездки
Лучшее время для посещения Ват Пху — сухой сезон с ноября по март. С марта по май начинает палить и температура может достигать 40ºC и выше, что делает подъем к храму некомфортным. К тому же сезон дождей с мая по октябрь вызывает проблемы на дорогах в провинции Тямпасак.